Кто на новенького

29.06.2016

ТЕНДЕНЦИИ

Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Константин Мозговой

Владельцы вагонов не спешат заменять их инновационным подвижным составом. Замена старого вагонного парка может превратиться в проблему.

Описание: http://pics.v1.rbcplus.rbk.ru/rbcplus_pics/resized/860xH/media/img/6/76/804647750592766.jpg

Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ИТАР-ТАСС

Исторически меры государственной поддержки железнодорожной отрасли были направлены на вагоностроителей. Сначала владельцам вагонов — операторским компаниям решением правительства существенно ограничили возможности продлевать срок службы парка. А потом и совсем запретили. Логика была простая: списав «пожилой» вагон, операторы будут вынуждены купить новый. Мера больно ударила по владельцам вагонов. Но к производителям с заказами они не спешат. Переизбыток самого массового вида парка — полувагонов на сети РЖД и, как следствие, крайне низкие ставки на них сделали универсальный парк фактически неокупаемым.

От профицита к дефициту

Впрочем, в обозримом будущем рынок ожидает снижения профицита парка — по итогам прошлого года операторы списали более 110 тыс. единиц подвижного состава. Ожидается, что в ближайшие два года темпы вывода из оборота старых вагонов сохранятся примерно на этом же уровне. Некоторые эксперты рынка даже предрекают локальный дефицит полувагонов уже в этом году, главным образом в пиковые периоды погрузки грузов на сети ОАО «РЖД». На появление дефицита повлияло как массовое списание вагонов при невысоких темпах производства нового подвижного состава, так и уверенный рост погрузки основных грузов, перевозимых в полувагонах: в первом квартале 2016-го погрузка угля и строительных грузов выросла на 3,8 и 20% соответственно. Риск сохранения сезонного дефицита существует и в дальнейшем, считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник, в связи с тем же запретом на продление сроков службы вагонов.

Описание: http://pics.v1.rbcplus.rbk.ru/rbcplus_pics/resized/860xH/media/img/6/68/804648312932686.png

В настоящее время государство пытается поддержать операторское сообщество. Так, в середине мая правительство приняло постановление № 405, по которому предполагается выделение субсидий при покупке инновационных вагонов в размере 300 тыс. руб. за единицу подвижного состава. Всего на эти цели из госбюджета выделяется 7 млрд руб.

Кроме того, продолжает действовать постановление № 1223 2014 года, в соответствии с которым выделяются субсидии на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой — 130 тыс. руб. только при покупке инновационного подвижного состава. На текущий год на реализацию этого постановления выделено из бюджета 2,22 млрд руб. Однако операторы ожидали большего и серьезно рассчитывали на включение дополнительных выплат за одновременное с покупкой нового подвижного состава списание старых вагонов — так называемую утилизационную премию. В частности, по расчетам некоммерческого партнерства «Совет операторов железнодорожного транспорта», оптимальный размер такой премии на один приобретаемый новый вагон (не обязательно инновационный) мог бы составлять 150 тыс., 250 тыс. или 300 тыс. руб. при списании одного, двух или трех вагонов соответственно.

Включение в окончательный проект постановления повышенных выплат операторам охотно лоббировали и вагоностроители. «Жаль, что в последнюю редакцию не вошли выплаты за списание старых вагонов, жаль, что оно вышло только в мае, но хорошо, что оно наконец опубликовано, — говорит заместитель генерального директора НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) Андрей Шленский. — Мы долго ждали этого постановления, без него мы фактически не могли начать полноценную работу по заключению контрактов с нашими партнерами — безусловно, клиентам надо было понимать, в какую сумму им в конечном итоге обойдутся вагоны». В свою очередь, представители операторского бизнеса, в частности генеральный директор АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее предприятие РЖД) Алексей Тайчер, уже подчеркивали, что планы по приобретению новых вагонов напрямую зависят от наличия утилизационной премии.

РБК
Вернуться назад